Стратегические инициативы Президента РФ
  • Фамилия
    Имя
    Отчество
    Электронная почта
    Страна, регион, район Тверской области
    Адрес (почтовый)
    Телефон
    Вопрос/Обращение
    Загрузить файл:
     
    Я согласен на обработку моих персональных данных 
    при подготовке ответа
     
Написать письмо
Государственные услуги

Версия для слабовидящих
Контакты
Версия для печати
ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ
История герба Тверской области

Каждая область России имеет свои эмблемы и символы. Они украшают здания, помещаются на печатях, знаменах, упоминаются в песнях, стихах и легендах. К официальным символам относятся геральдические знаки: герб, флаг, а также награды, печати и знамена. История их появления, подчас удивительная, всегда интересна и поучительна, ибо помогает лучше понять прошлое своей Родины. Официальные символы ярко и образно представляют регион, делая его узнаваемым не только в России, но и во всем мире. Они выражают свободу и многовековую культуру народа. Герб и флаг нашей области напоминают нам о великой роли Тверской земли в истории Отечества.

Историки давно обратили внимание на то, что территориальное пространство тесно связано с результатами экономического, политического и культурного развития стран и народов. Географические условия оказывают серьезное влияние на историю, но не определяют ее ход. Однако понимание единства природы и человека, символическое осмысление пространства родной земли являются важнейшей культурно-исторической традицией. Уже первые страницы древнейшей русской летописи — «Повести временных лет» — рисуют нам широкую картину расселения славян, и понятие Родины, «земли Отцов», стало основой народного опыта, занимающего важное место в его вере и жизни. Земля «Тферская» — как писалось в русских летописях — понималась не только как узкая полоса суши, разделенная рекой Волгой, но как живое и осмысленное понимание своего места и значения на Руси.

Тверская область — неотъемлемая часть России, и ее территория сформировалась из собственно тверских, смоленских, псковских и новгородских земель, культурное и экономическое взаимодействие которых всегда было, очевидным. Здесь, в центре России, столетиями переживался опыт объединения разных традиций государственности: удельных княжеств Киевской и Владимиро-Суздальской Руси, пограничных земель Великого княжества Литовского, Новгородской республики и Речи Посполитой, стройной модели управления городами Великого княжества Тверского, жесткой административной системы Московского централизованного государства, Российской Империи и Советского Союза. Деятельность разнообразных органов власти и управления, отделенных друг от друга не только государственными границами, но и историческим временем, оставила богатое наследие грамот, актов, договоров, а значит, и официальных символов — печатей, которые заверяли и удостоверяли принимаемые документы. Подвешенная или поставленная печать была часто равносильна подписи.

Самые ранние печати, найденные на территории современной Тверской области, относятся к XII в. Почти все они связаны с Торжком, политическое устройство которого в разное время состояло из трех взаимосвязанных систем. Во-первых, аппарата княжеской власти, который осуществлял организацию обороны городских рубежей. Во-вторых, представителей республиканской власти Новгорода — посадников, в ведении которых были вопросы совместного с князем суда и решение финансовых проблем города. В-третьих, аппарат наместников Новгородского архиепископа, известный с начала XIV в.

Прорисовка печати новоторжских наместников архиепископа Василия калики. XIV в.

Прорисовка печати новоторжских наместников архиепископа Василия калики. XIV в.

Вся эта сложная и нередко дублирующая друг друга система власти и управления одного из древнейших русских городов отражена в символике печатей новоторжских посадников, княжеских и архиепископских наместников.

К XII—XIII вв. относятся печати и самой западной части современной Тверской области, которая ранее входила в состав Смоленского, а затем Торопецкого княжества. Его первыми князьями были легендарные личности — Мстислав Ростиславич и Мстислав Мстиславич Удатный. Известны печати этих князей с изображением святых. Князь Мстислав Мстиславич первым из русских князей стал использовать печати с изображением всадников-воинов.

Прорисовка печати князя Александра Невского. XIII в.

Прорисовка печати князя Александра Невского. XIII в.

Эта традиция пришла на Русь из Европы под влиянием образов рыцарской культуры и личной доблести. На его печати изображен святой Федор с копьем в правой и мечом в левой руке. Торопецким князем был и Александр Невский, который даже венчался в городе с полоцкой княжной. На его печати изображался коронованный всадник с мечом.

Прорисовка печати князя Мстислава Мстиславича Удатного. XIII в.

Прорисовка печати князя Мстислава Мстиславича Удатного. XIII в.

Во второй половине XIV в. эти земли вошли в состав Великого княжества Литовского, Торопец стал центром обширного наместничества, в котором сидел наместник, присылаемый из Витебска. В Литве еще в XIV в. под влиянием западноевропейской геральдической культуры существовали эмблемы, которые уже тогда назывались гербами. В русской летописи этот факт не остался незамеченным: «Витень начав княжить над Литвою измыслил себе герб и всему княжеству Литовскому печать: рыцарь збройный на коне с мечем, которого ныне зовут погоня». Эта эмблема впоследствии стала гербом всего Великого княжества Литовского и не менялась в течение многих веков. На эмблеме изображался вооруженный рыцарь в шлеме на белом скачущем коне, держащий в левой руке щит с двумя золотыми крестами, соединенными в один, а в правой руке — поднятый меч. Конь показан в быстром беге, как бы в погоне. Отсюда и название герба — «Погоня».

Герб «Погоня» Великого Княжества Литовского

Герб «Погоня» Великого Княжества Литовского.

Особенностью этой эмблемы было то, что многие литовские и русские города принимали герб Литовского княжества как свой, под знаменами которого они выступали в случае войны. Так произошло в знаменитом Грюнвальдском сражении 1410 г., где около 30 полков литовско-русского войска имели одинаковые знамена с гербом «Погоня». Различия состояли только в масти коня и положении всадника на щите. В Грюнвальдском сражении участвовали полки Смоленского наместничества, в состав которого входили и земли запада современной Тверской области. Лишь в начале XVI в. эта земля вошла в состав Московской Руси. Кроме того, в XVII в. часть запада территории нынешней Тверской области — Бельский район и сам город Белый — находились во владении Речи Посполитой. На ней действовало польское законодательство, существовали свое городское право и своя символика.

История собственно тверской государственности, а значит, и существование официальных символов — печатей, начинается в 1247 г., когда образовалось Тверское княжество. Выгодное географическое положение, река Волга, большое количество свободных земель, сильная княжеская власть, не допускавшая беспорядка, привлекали сюда людей из других регионов Руси. Оформление границ «земли Тверской» произошло в княжение Ярослава Ярославича (1246 —1271) и его сына Михаила Ярославича (1271—1318).

Прорисовка печати Симеона, епископа Полоцкого, затем Тверского. XIII в. Печать Великого князя Тверского и Владимирского Ярослава Ярославича с изображением свв. Феодора и Афанасия. XIII в.

Прорисовка печати Симеона, епископа Полоцкого, затем Тверского. XIII в.

Печать Великого князя Тверского и Владимирского Ярослава Ярославича с изображением свв. Феодора и Афанасия. XIII в.

Именно тогда Тверь стала сильным политическим и экономическим центром северо-восточной Руси.

Торговые связи с Литвой, непосредственно с Западной Европой через Новгород и Смоленск уже в XIII в. сформировали привычный круг европейских интересов, наложивших своеобразный отпечаток на всю тверскую историю и культуру. Важно вспомнить, что Тверь была связана духовно и исторически с белорусским Полоцком, родом из которого происходил первый епископ Симеон, основавший в Твери двенадцатую епископскую кафедру на Руси.

Печать Великого князя Тверского и Владимирского Михаила Ярославича с изображением Христа Вседержителя и Архангела Михаила. XIII в.

Печать Великого князя Тверского и Владимирского Михаила Ярославича с изображением Христа Вседержителя и Архангела Михаила. XIII в.

Связь с Полоцком была престижна еще и потому, что именно в этом городе был построен четвертый Софийский собор — после Константинополя, Киева и Новгорода, что указывало на вселенский масштаб замыслов полоцких князей. Все это позволило Твери сразу осознать себя столичным центром и стать выше других городов русского северо-востока. Епископская кафедра стала надежным гарантом крепнущих отношений Твери с западнорусскими и литовскими землями. В дальнейшем, в XVI—XVII вв., Тверское Верхневолжье по-прежнему сохраняло культурные и экономические связи с Белой Русью, что свидетельствовало об их устойчивом характере, имеющем глубокие исторические корни. В этой связи стоит отметить и тот факт, что тверской епископ Андрей в княжение Михаила Ярославича был сыном Литовского князя Герденя и был вывезен еще младенцем из Литвы знаменитым Довмонтом Псковским во время одного из литовских походов последнего. Поэтому важным является тезис современной литовской историографии о том, что получение военной и экономической поддержки от тверских князей было стратегическим пунктом внешней политики средневековой Литвы.

Печати древней Твери

Печатями принято называть штампы, вырезанные на твердом материале, матрицы и их оттиски на золоте, серебре, свинце, олове, воске, сургуче и бумаге. Сейчас мы привыкли к печатям, которыми удостоверяются разного рода документы, и не всегда задумываемся над смыслом слова «печать» и содержанием текста и знаков, которые помещаются на ней. Для древности и средневековья этот момент был очень важен, ибо сама печать считалась священной, а знаки, вырезанные на ней, подтверждали независимость и суверенность лица — владельца печати. Печать — символ личности и принадлежащей ей власти. Перстень с печатью вешали на шнурке на шею или носили на пальце правой руки. Вручая такой перстень, государи назначали своих любимцев на высокие должности. На самой печати, которая могла быть изготовлена из разных материалов, писалось имя владельца.

Первые печати на Руси были вислыми. Они привешивались к документам на шелковом шнурке или кожаном ремешке. Шнур вдевался в специально сделанное в пергаменте или бумаге отверстие, и его концы скреплялись печатью — металлическим кружком со специальным каналом для шнура. Эта заготовка печати прочно крепилась на шнуре специальными щипцами, с помощью которых на мягкой поверхности металла появлялись оттиски с надписями и изображениями. Такие печати называли буллами. Металлические буллы могли быть свинцовыми, серебряными и золотыми. Наиболее распространенными были свинцовые печати. Во второй половине XIV в. появились прикладные печати. Они с силой прикладывались к расплавленному на документе воску, на котором оттискивались изображение и надпись. Вислыми были и восковые печати, на одной или двух сторонах которых оттискивались сложные изображения и надписи. Такие печати привешивались к документу на шнурке. Для предохранения печати от разрушения ее помещали в специальную коробочку — кустодию, которая могла быть как металлической, так и деревянной.

Прежде чем говорить о тверских печатях, стоит вспомнить о самом значении слова «печать». В Древней Руси в большом употреблении были княжеские эмблемы, которые служили знаками собственности, родовыми символами и атрибутами княжеской власти. Русский историк Н.М. Карамзин называл подобные знаки «трезубцами». Княжеские знаки наносились на предметы быта, принадлежащие княжескому двору, помещались на монетах, рисовались на пограничных камнях и столбах. Со временем знаки стали изображаться на печатях, скреплявших разного рода договоры. Эти знаки так и называли — «печати». Поэтому развитие печати прямо связано со становлением знаков собственности, а сама печать «выросла» из метки и клейма. Таким образом, использование слова «печать» указывало на эмблему князя или княжества. Более привычное для нас слово «герб» в современном значении в славянский язык пришло довольно поздно, и его эквивалентом долго служило слово «печать».

В Тверском княжестве использовались вислые и прикладные печати (оттиски), а также перстни-печати. Все они относятся к трем категориям владельцев: княжеские печати, печати тверских епископов и личные печати. Большинство печатей известно только по описаниям. Дело в том, что в текстах средневековых грамот часто указывалось наличие при документе печати с соответствующим изображением.

Печать Великого князя Тверского и Владимирского Александра Михайловича с изображениями Христа Вседержителя и св. Александра Солунского. Нач. XIV в.

Печать Великого князя Тверского и Владимирского Александра Михайловича с изображениями Христа Вседержителя и св. Александра Солунского. Нач. XIV в.

До XV в. практически все печати тверских князей были свинцовыми. Лишь одна из сохранившихся — печать Великого Тверского и Владимирского князя Михаила Ярославича — была серебряной и позолоченной на зеленом шелковом шнуре. Письменные источники сохранили упоминание о золотой печати неизвестного тверского князя XIV в. С начала XV в. печати тверских князей стали восковыми.

Рисунок печати Великого князя Тверского Михаила Борисовича. 1460-е гг.

Рисунок печати Великого князя Тверского Михаила Борисовича. 1460-е гг.

Изображения на печатях тверских князей известны по академическим изданиям княжеских грамот и договоров, в описании которых упоминаются печати. В изданиях этих документов можно определить четырнадцать описаний тверских печатей XIII—XV вв.: тринадцать печатей великокняжеских и одна удельного князя. Различная датировка грамот с сохранившимися печатями (или их описаниями) позволяет реконструировать печати утраченные, ибо знаки тверских князей, начиная с XV в., довольно устойчивы и воспроизводят один и тот же сюжет, передаваемый от отца к сыну.

Рисунок печати Великого князя Тверского и Владимирского Дмитрия Михайловича. Нач. XIV в. Рисунок печати Великого князя Тверского и Владимирского Михаила Александровича. 1370-е гг.

Рисунок печати Великого князя Тверского и Владимирского Дмитрия Михайловича. Нач. XIV в.

Рисунок печати Великого князя Тверского и Владимирского Михаила Александровича. 1370-е гг.

Известно, что при русских документах X—XV вв. сохранилось лишь 7—8% печатей от общего числа зарегистрированных памятников. Поэтому с учетом археологических находок, данных архива Тверского музея комплекс тверских печатей можно расширить. Академик В.Л. Янин опубликовал изображения новых тверских печатей, найденных при раскопках в Великом Новгороде. Этот комплекс дополняют рисунки перстней XIV—XV вв., описанных основателем Тверского музея А.К. Жизневским. Перстни с эмблемами считаются памятниками сфрагистики, ибо их оттиски удостоверяли документы. Наконец, известно символическое значение перстня как знака власти, иметь который мог человек, обладающий полнотой этой власти.

Таким образом, от времени существования независимого Тверского княжества мы располагаем более чем пятьюдесятью печатями и перстнями, сохранившимися либо в «натуральном виде», либо известными по описаниям. Комплекс печатей позволяет представить общую картину используемых геральдических знаков, тем более что большая их часть известна и по монетам.

Монеты древней Твери

Сейчас трудно себе представить, что 600 лет назад в Твери чеканилась своя собственная серебряная и медная монета. Ведь появление своей монеты — это свидетельство подъема экономики, развития торговых отношений, наличия государственной казны. Важным было и построение собственного монетного двора — учреждения особого и секретного. Монета — символ власти с особыми изображениями и надписями, свидетельствующими о политической зрелости Тверского княжества.

Монетные типы являются ключевым материалом для понимания смыслового значения образов древнерусского искусства. Анализ особенностей изображений на монетах XV в. показывает преобладание светских мотивов, отражающих региональную идею власти. Именно монетные типы XV в. вплотную подводят нас к становлению геральдики как отражения в знаках и эмблемах феодальной идеологии. Символический язык изображений на тверских монетах занимает место между миниатюрой, реально отражающей идею власти, и иносказательными мотивами декоративно-прикладного искусства.

На тверских монетах, как и на великокняжеских печатях, помещались изображения святых покровителей тверских князей, но значительно чаще – отвлеченные легендарные композиции (например, «полет Александра Македонского на небо»), либо изображения фантастических животных, из которых чаще всего встречается «дракон» или «грифон» (некое животное подобное млекопитающему из семейства кошачьих, но с птичьими лапами, часто – птичьей головой и всегда с «жалом» на хвосте), известный еще по печатям Великого князя Михаила Александровича.

Серебряная монета (денга) Великого князя Тверского Бориса Александровича с изображением полета Александра Македонского на небо. 1425. (Увеличено.)

Серебряная монета (денга) Великого князя Тверского Бориса Александровича с изображением полета Александра Македонского на небо. 1425. (Увеличено.)

Медная монета (пуло) отчеканенная в городе Кашин с изображением «дракона». XV в. (Увеличено.)

Медная монета (пуло) отчеканенная в городе Кашин с изображением «дракона». XV в. (Увеличено.)

Особое место занимают тверские серебряные монеты (деньги) 1470-х гг., на которых помещалось изображение двуглавого орла.

Серебряная монета (денга) Великого князя Тверского Михаила Борисовича с изображением двуглавого орла. 1470-е гг. (Увеличено.)

Серебряная монета (денга) Великого князя Тверского Михаила Борисовича с изображением двуглавого орла. 1470-е гг. (Увеличено.)

Исследователи XIX-ХХ вв. предполагали, что двуглавого орла Великий князь Тверской Михаил Борисович заимствовал у своего соперника – Великого князя Московского Ивана III Васильевича и помещал на своих монетах в знак равноправия Твери и Москвы и претензий Твери на господство над русскими землями. Однако эта теория имеет ряд недостатков, и важнейший из них тот, что в Москве употребление двуглавого орла как государственного символа началось на четверть века позднее. Старейшее изображение московского двуглавого орла датируется 1497 годом (этот год считается годом рождения государственного герба нашей страны). Кроме того, московский орел значительно отличался от тверского геральдически: головы московского орла увенчаны коронами, тверской же двуглавый орел корон не имел. Как случилось, что Тверь стала пользоваться знаком двуглавого орла на 20-25 лет раньше Москвы, какие причины толкнули Михаила Борисовича на то, чтобы ввести этот знак в состав тверских символов, кто у кого заимствовал двуглавого орла или никакого заимствования не было, а процессы усвоения двуглавого орла шли параллельно в Москве и Твери – все эти вопросы еще только ждут своего исследования. Пока же мы можем с уверенностью утверждать только одно: хотя датой рождения российского государственного герба – двуглавого орла – справедливо считается год, когда он впервые появляется на печати Великого князя Московского Ивана III (1497), Твери, тем не менее, принадлежит право заслуженно называть себя первой из русских земель, в которой двуглавый орел был введен в официальное геральдическое употребление.

Эмблемы Тверского княжества

Основные сюжеты, встречающиеся на тверских печатях, монетах и памятниках декоративно-прикладного искусства, чаще всего были символами власти. Их обилие и многообразие позволяют хорошо изучить средневековую символику Твери, рассмотреть истоки и значение тех знаков, которые получили дальнейшее развитие в гербах Московского государства XVI—XVII вв. и Российской Империи.

На древних печатях изображались лики святых воинов, Христа Вседержителя, Михаила Архангела, и эти рисунки были связаны с именем того или иного князя. Серебряные и медные монеты не только служили средством платежа за товары и услуги, но и являлись важнейшим звеном в системе пропаганды величия Великого княжества Тверского. На монетах изображались сюжеты и символы древнегреческих мифов, рисунки кентавров, драконов, гордых птиц, образы воинов и героев, таких как Геракл и Александр Македонский. На тверских серебряных и медных монетах XV в. впервые появилось изображение двуглавого орла, ставшего впоследствии гербом Российского государства. Найденные при археологических раскопках предметы с изображением двуглавых орлов и обилие их типов на монетах говорят о значительном распространении этого сюжета именно в Тверском княжестве. Содержательный анализ символов и эмблем XIV—XV вв. показывает, что тверской княжеский дом оказался наиболее последовательным сторонником древнерусской политической традиции, связанной с принципом сохранения старых норм княжеского права, стабильности границ княжества и собственной власти. История Тверского княжества в эмблемах, символах, памятниках прикладного искусства указывает на огромный потенциал цивилизационных возможностей домонгольской Руси в области культуры и искусства, системы государственного управления. Тверские князья в полной мере старались использовать эти возможности в сложнейших условиях хаоса и политической дезинтеграции на Руси. Поэтому исторический принцип тверского регионального сознания: «думать глобально, действовать локально» вполне подходит для характеристики оригинальной политической программы Великого княжества Тверского.

Символы Тверской земли в составе Московской Руси (XVI-XVII вв.)

После объединения русских княжеств вокруг Москвы символы двуглавого орла и «ездеца» воспринимались уже как общегосударственные. Первоначально только они помещались на печатях. Однако в середине XVI в. появились эмблемы земель, названия которых входили в царский титул. Они изображались на государственных печатях, символизируя тем самым единство русских земель под властью московского царя. Так, на государственной печати 1577 г. царя Ивана Грозного вокруг двуглавого орла помещены 24 эмблемы с надписями, поясняющими территориальную принадлежность каждой из них.

Большая государственная печать Царя Ивана IV Васильевича с изображением земельных эмблем. 1577-78 гг. (Лицевая сторона.) Прорисовка-реконструкция лицевой стороны Большой государственной печати Царя Ивана IV Васильевича

Большая государственная печать Царя Ивана IV Васильевича с изображением земельных эмблем. 1577-78 гг. (Лицевая сторона.)

Прорисовка-реконструкция лицевой стороны Большой государственной печати Царя Ивана IV Васильевича

«Печать тверская» представлена рисунком медведя, а «печать смоленская» — изображение княжеской шапки на троне.

Прорисовка-реконструкция «печати Тферской» с Большой государственной печати Царя Ивана IV Васильевича с изображением земельных эмблем. 1577-78 гг.

Прорисовка-реконструкция «печати Тферской» с Большой государственной печати Царя Ивана IV Васильевича с изображением земельных эмблем. 1577-78 гг.

В большинстве своем эти земельные эмблемы носили случайный характер и могли быть перепутаны. В первой половине XVII в. эмблемы земель перемещаются с печатей на предметы дворцового быта. Гербы на памятниках прикладного искусства, росписях залов, конском наряде, каретах, тарелках, знаменах органически вошли в систему пышных дворцовых церемоний. В 1672 г. по указу царя Алексея Михайловича был составлен первый русский гербовник — «Титулярник». В нем были помещены 33 эмблемы царств, княжеств и земель. Уже само название гербовника — «Титулярник» говорило о том, что включенные в него гербы служили для наглядного обозначения титула царя как полновластного властелина над землями древних княжеств. Тверской символ был представлен в виде стоящего в красном поле на зеленой земле золотого стула без спинки, на котором лежат «два хлеба», увенчанные «короной с крестом».

Тверская эмблема из «Титулярника»: «стул без спинки, на нем два хлеба, сверху корона с крестом». 1672.

Тверская эмблема из «Титулярника»: «стул без спинки, на нем два хлеба, сверху корона с крестом». 1672.

Гербы Твери и Тверской земли (XVIII – XXI вв.)

В XVI-XVII вв. эмблемы русских земель хотя и существовали, но употреблялись фрагментарно и лишь в связи с символическим оформлением власти главы российского государства. Со вступлением России в начале XVIII в. в период реформ для земельных эмблем началась новая жизнь: они постепенно превоплотились в гербы и начали широко употребляться с практическими целями.

Герб Тверской. 1704

Герб Тверской. 1704

В 1709 году Царь (впоследствии Император) Петр Великий повелел называть полки молодой регулярной армии по городам и землям.

Герб Тверской. 1711

Герб Тверской. 1711

А начиная с 1712 г. на знаменах русских полков стали изображаться гербы тех городов или земель, чье имя они носили. В рядах петровской армии целых два полка назывались «Тверской»: пехотный и драгунский. На их знаменах изображался «трон», увенчанный короной.

Герб Тверской со знамени Тверского драгунского полка. 1712-1727

Герб Тверской со знамени Тверского драгунского полка. 1712-1727

В 1722 г. в России возникло новое учреждение — Герольдмейстерская контора и учреждена должность герольдмейстера. Из Франции в Россию приехал граф Франциск Санти для помощи в составлении гербов. Именно он составил первый рисунок тверского герба, выполненный по европейским геральдическим правилам, закрепив существующие до ныне композицию и цвета тверского герба (в червленом (красном) поле стул без спинки и с зеленой подушкой, на которой лежит золотая корона).

Герб Твери. Реконструкция разработки графа Санти. Около 1725 г.

Герб Твери. Реконструкция разработки графа Санти. Около 1725 г.

Земельные гербы в это время сочиняли для городских печатей и для военных знамен. На городской печати герб символизировал город как единый административный и экономический центр округи, а на знамени полка, в котором служили рекруты-земляки, он играл роль символа оставленной на долгие годы малой родины. В 1730 году герб Твери получил Высочайшее утверждение Императрицы Анны Иоанновны в составе Гербовника – сборника гербов главных городов России, составленного специально для официального узаконения главой государства.

Герб Твери из Гербовника 1730 г.

Герб Твери из Гербовника 1730 г.

Важно заметить, что в начале XVIII века произошло уточнение того, чьим именно является старинный тверской герб. В XVI-XVII эмблему рассматривали как символ Тверской земли, бывшего Великого княжества Тверского, ныне навсегда вошедшего в состав единого российского государства. В начале XVIII века принадлежность герба была переосмыслена. Владельцем герба стал рассматриваться город Тверь. Это отвечало европейской традиции и было рационально: территории, принадлежащие к городам – будь то княжества, земли, губернии или области – непостоянны, они меняются в границах, в форме политической организации. А города постоянны – они существуют столетие за столетием, что бы ни происходило с окружающей территорией. Поэтому с начала XVIII века владельцем герба стал тот, с кем герб должен был неизменно остаться навсегда.

Герб Твери и мундир дворян Тверской губернии. 1802-1807.

Герб Твери и мундир дворян Тверской губернии. 1802-1807.

Однако Тверь была не только городом, но и крупным административным центром. Прилежащие к Твери земли образовывали Тверской уезд, Тверскую провинцию, с 1778 г. – Тверское наместничество, а с 1796 – Тверскую губернию.

Герб Твери и Тверской провинции. 1772. Герб Твери и Тверского наместничества. 1780.

Герб Твери и Тверской провинции. 1772.

Герб Твери и Тверского наместничества. 1780.

По обыкновению времени было принято считать, что герб города, от имени которого названа административная территория (уезд, провинция, губерния) одновременно является и гербом этой территории. Таким образом в XVIII – первой половине XIX вв. герб Твери служил и гербом собственно города, и гербом Тверских уезда, провинции, наместничества и губернии.

Титульный лист Жалованной грамоты Императрицы Анны Иоанновны. 1731. Тверской герб – в правом вертикальном ряду третий снизу.

Титульный лист Жалованной грамоты Императрицы Анны Иоанновны. 1731. Тверской герб – в правом вертикальном ряду третий снизу.

Ситуация изменилась только в 1856 году. К этому времени административное деление России на губернии, существовавшее с 1770-х гг., настолько вошло в привычку, что казалось навеки нерушимым. А потому правительство пришло к выводу, что губернии должны иметь собственные особенные гербы. При этом к традиции отнеслись бережно: новые губернские гербы составлялись на основе гербов городов-столиц губерний. Композиция городского герба бралась за основу, но в нее вносили некоторые изменения – не самые решительные на первый взгляд, но сообщавшие губернскому гербу явные геральдические отличия от городского. Городские же гербы, после создания губернских, отнюдь не выходили из употребления – они по прежнему выполняли все свои функции, но теперь уже исключительно как герб города.

Герб Тверской губернии был составлен 8 декабря 1856 г.

Герб Тверской губернии. 1856.

Герб Тверской губернии. 1856.

В основе своей губернский герб сохранил все главные мотивы герба города Твери: те же цвета (красное поле, золотые фигуры), те же основные фигуры: трон на возвышении, на троне – корона. Однако изменились форма трона – он получил высокую спинку, и, что еще важнее, изменилась корона: вместо условной короны герба города Твери, в гербе Тверской губернии была помещена корона вполне конкретная – Шапка Мономаха: тот самый венец, которым венчались на царство все русские цари от Ивана IV Грозного до Петра I Великого.

Городской герб Твери остался без изменений. В 1859 году заведующий Гербовым отделением Департамента Герольдии Правительствующего Сената барон Б. Кене предлагал Императору Александру II проект изменений герба города, но Высочайшего утверждения этот проект не получил и герб сохранился неизменным до наших дней.

Проект герба Твери. 1859.

Проект герба города Твери. 1859.