Правительство Тверской области
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
18 августа 2017
170100, г. Тверь, ул. Советская, 44
тел.: +7(4822) 35-37-77
факс: +7(4822) 35-55-08
email: govreg@web.region.tver.ru
Полезная информация
Архив новостей
Предыдущий год Предыдущий месяц Август 2017 За указанный период нет новостей За указанный период нет новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Мероприятия
Организация медицинской помощи населению
Дополнительная информация

Доступность медицинской помощи включает в себя свободный доступ к службам здравоохранения вне зависимости от географических экономических, социальных, культурных, организационных или языковых барьеров. Она обусловлена рядом объективных факторов:

  • сбалансированностью необходимых объемов медицинской помощи населению с возможностями региона,

  • наличием и уровнем квалификации медицинских кадров,

  • наличием на конкретных территориях необходимых медицинских технологий,

  • возможностью свободного выбора пациентом лечащего врача и медицинской организации,

  • имеющимися транспортными возможностями, обеспечивающими своевременное получение медицинской помощи,

  • уровнем общественного образования по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний.

 

Сбалансированность необходимых объемов медицинской помощи населению с возможностями региона

Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Тверской области медицинской помощи на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» сформирована в соответствии со статьей 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения.

Основными особенностями Программы в 2015 году являются:

  • единый механизм реализации конституционных прав граждан на бесплатное оказание гражданам медицинской помощи гарантированного объема и качества;

  • нормативы объемов медицинской помощи ТПГГ рассчитаны с учетом заболеваемости населения, уровня территориальной доступности медицинских услуг, половозрастной структуры населения;

  • предусмотрено дальнейшее снижение нормативов по стационарной медицинской помощи и увеличение по медицинской помощи, оказываемой в амбулаторно-поликлинических условиях и в условиях дневных стационаров;

  • введение объемов по высокотехнологичной медицинской помощи;

  • погружение высокотехнологичной помощи в систему ОМС;

  • четко прописаны сроки ожидания гражданами бесплатной медицинской помощи;

  • полный тариф за оказание медицинской помощи за счет субвенций территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Территориальная программа сбалансирована, объемы медицинской помощи в территориальной Программе четко соответствуют федеральным.

Предусмотрено дальнейшее увеличение нормативов по медицинской помощи, оказываемой в амбулаторно-поликлинических условиях и в условиях дневных стационаров.

По сравнению с 2014 годом увеличены нормативы объема по амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.

Несмотря на сложную финансовую ситуацию в стране, Территориальная Программа является бездефицитной, что было отмечено в Министерстве здравоохранения Российской Федерации.

Медицинская помощь населению Тверской области оказывается в 49 больничных учреждениях, 6 диспансерах, 12 амбулаторно-поликлинических учреждениях, 3 центрах, 10 учреждениях охраны материнства и детства, 11 стоматологических поликлиниках. Первичная медико–санитарная помощь оказывается на 280 участках общей практики в 467 фельдшерско-акушерских пунктах.

Министерству здравоохранения региона подведомственны 3 станции скорой медицинской помощи, станция переливания крови, 6 санаторно-курортных учреждения, 4 учреждения особого типа, бюро судебно-медицинской экспертизы.

В области выстроена трехуровневая система оказания медицинской помощи, проводится работа по повышению эффективности работы коечного фонда медицинских организаций.

Средний областной показатель работы коечного фонда в 2014 году составил 308 дней при нормативе по «дорожной карте» 324 дня. Для повышения эффективности работы коек круглосуточного стационара оптимизировано 316 коек круглосуточного стационара, дополнительно открыты 245 коек дневного стационара, перепрофилированы 176 коек круглосуточного пребывания для оказания паллиативной медицинской помощи.

Оптимизация коечного фонда проводилась на основании анализа работы койки по профилям, рассчитывались показатели прогнозируемой работы койки после проведения оптимизации коечного фонда и соответствие их нормативам, оценивалась возможность улучшения работы койки при перепрофилировании коечного фонда, проведен анализ медико-экономической         эффективности, возможных кадровых изменений, определена возможность выполнения медико-экономических стандартов по объемам и соответствию.

Наибольшей реорганизации коечного фонда подверглись маломощные учреждения I уровня, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.

На этом уровне в целях повышения эффективности использования коечного фонда проводилась политика сокращения неиспользуемых мощностей медицинских организаций и поэтапная реструктуризация лечебно - профилактических учреждений за счет упразднения неэффективно работающих подразделений с перспективой замены их структурами нового типа : отделения паллиативной помощи, реабилитации, переносу объемов из стационарного сектора в амбулаторный. Количество коек дневных стационаров при амбулаторно-поликлинических учреждениях увеличилось на 21%.

Особое значение для области имело определение единой стратегии медицинской регионализации при реформировании специализированной стационарной помощи.

Малочисленные узкопрофильные койки в составе маломощных больниц оптимизированы и сконцентрированы на уровне межрайонных центров и специализированных учреждений здравоохранения, где оказывается медицинская помощь в соответствии с порядками оказания профильной медицинской помощи.

Данные реорганизационные мероприятия сопровождались широким обсуждением с общественностью вопросов планируемой оптимизации сети медицинских организаций; мониторингом уровня потребностей населения в разных видах стационарной помощи, уровня госпитализированной заболеваемости и показателей использования коечного фонда.

Для выполнения показателей «дорожной карты» Министерством здравоохранения Тверской области запланировано выполнение мероприятий по повышению эффективности коечного фонда на 2015 год.

В 2015 году:

1. Завершена работа по реорганизации ГБУЗ Тверской области «Тверская станция скорой медицинской помощи» в форме присоединения к нему государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Автобаза медицинского транспорта». «Автобаза медицинского транспорта» ликвидирована.

2. Завершена Реорганизация ГБУЗ ТО «Родильный дом № 1» и ГБУЗ ТО «Родильный дом № 3» в форме слияния с образованием на их основе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Областной родильный дом» на 100 круглосуточных коек и 25 коек дневного стационара для жительниц г. Твери и Тверской области.

Реорганизация была поддержана Комиссией Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тверской области с привлечением аккредитованных внештатных специалистов-экспертов и Комиссией Министерства здравоохранения Российской Федерации в составе ведущих профильных специалистов Федеральных медицинских центров и руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Тверской области.

Проект реорганизации был представлен в Комиссию Министерства здравоохранения Российской Федерации по оценке соблюдения субъектом Российской Федерации (Тверская область) исполнения мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской федерации и приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2011-2012 годах и был одобрен.

Также Проект реорганизации акушерско-гинекологической службы был одобрен Правительством Тверской области и включен в план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Тверской области».

Данная реорганизация позволяет сократить профицит коек по акушерскому профилю по г. Твери на 75 коек, а в целом по Тверской области с 315 до 240 коек.

3. Завершена реорганизация государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Областной клинический психоневрологический диспансер» в форме присоединения к нему «Областной клинической психиатрической больницы № 1 им. М.П. Литвинова» «Тверской   областной психиатрической больницы № 2» с сохранением их основных целей деятельности.

Психиатрическая служба Тверской области была несбалансированной, коечный фонд превышал средний федеральный норматив.   Профицит круглосуточного коечного фонда составлял 178 коек.

В этой связи требовали решения вопросы, касающиеся оптимизации финансового обеспечения психиатрической службы, повышения качества и доступности медицинской помощи.

Реорганизация психиатрической службы позволит выстроить 3-х уровневую систему оказания психиатрической помощи на территории Тверской области, улучшить качество и повысить доступность данного вида помощи населению.

4. Проводится реорганизация ГБУЗ ТО «ЦРБ Лесного района» и ГБУЗ ТО «Максатихинская центральная районная больница» в форме слияния.

Работа коечного фонда ГБУЗ ТО «ЦРБ Лесного района» в 2014 году составила всего 98,0 дней, при нормативном значении 324 дня.

По итогам 2014 года отмечался низкий процент выполнения объемов медицинской помощи по дневному стационару – 76,6%, по амбулаторно-поликлинической службе – 77%. Численность населения Лесного района составляет 5 тыс. человек.

Учитывая крайне низкую численность населения, согласно федеральным нормативам, при сохранении ГБУЗ ТО «ЦРБ Лесного района» как самостоятельного юридического лица, жители Лесного района не смогут получать специализированную медико-санитарную помощь, в том числе стационарную.

Реорганизация позволит повысить доступность специализированной помощи в круглосуточном стационаре по таким профилям как: акушерство-гинекология, хирургия, неврология, педиатрия, паллиатив.

В настоящее время в Министерстве здравоохранения Тверской области создана рабочая группа по проведению реорганизации. Проект нормативного правового акта о проведении реорганизации данных медицинских организаций будет вынесен на обсуждение общественного совета при Министерстве здравоохранения Тверской области и на Комиссию по повышению эффективности бюджетных расходов. Изучается общественное мнение населения Лесного района Тверской области. Проводятся встречи с коллективом ГБУЗ ТО «Центральная районная больница Лесного района».

Система здравоохранения Тверской области остается несбалансированной. Имеется профицит коечного фонда 1 307 коек.

Укрепление материально-технической базы

В целом на укрепление существующей материально-технической базы государственных учреждений здравоохранения за последние 3 года было выделено около 5,0 млрд. рублей.

При этом следует отметить, что ежегодно выделяемые финансовые средства на текущее содержание медицинских учреждений не позволяют в полной мере выполнить необходимый капитальный ремонт, закупить соответствующее медицинское оборудование. На этапе перехода с 2012 учреждений здравоохранения оказывающих первичную медико-санитарную помощь из муниципальной собственности в государственную, более 50%, поликлинических и стационарных подразделений оказывающих первичную медико-санитарную помощь находились в неудовлетворительном техническом состоянии, а ФАПы – более 80%.

В части первичной медико-санитарной помощи в 2014 году завершено строительство новой детской поликлиники на 150 посещений в городе Ржеве. С марта 2015 года поликлиника приступила к работе.

По объектам – «долгостроям» в 2014 году:

1. Проведена корректировка проектно-сметной документации по завершению строительства больничного комплекса центральной районной больницы в г.Кувшиново.

2. Проведена корректировка технического задания на проектирование поликлиники в г.Старица

Кроме того, начата работа по реализации проекта по строительству новой детской поликлиники на 200 пос. в смену в микрорайоне «Южный» города Твери.

Определен земельный участок под строительство объекта, разработано и утверждено техническое задание на проектирование данных объектов.

Министерством здравоохранения Тверской области ведется работа по изысканию финансовых средств на строительство (проектирование) данных объектов.

В 2014 году была продолжена работа по приведению в надлежащее состояние существующей материально-технической базы медицинских учреждений Тверской области.

Так в рамках адресной программы капитального ремонта 2014 года т осуществлялся капитальный ремонт 15 объектов здравоохранения в 13 учреждениях. Объем финансирования составил 115,0 млн. рублей. Завершен капитальный ремонт травматологического корпуса ГБ№1, первичного сосудистого отделения в Бежецкой ЦРБ, начат комплексный капитальный ремонт отделения анестезиологии и реанимации БСМП, пищеблока ОКБ, травматологического центра в Нелидовской ЦРБ.

Дополнительно на проведение капитального ремонта и закупку оборудования медицинским учреждениям были выделено 90,9 млн. рублей в виде субсидий на иные цели. Проведен капитальный ремонт 21 ФАПа и офисов ВОПа общую сумму 13,4 млн. рублей.

За счет средств областного бюджета Тверской области осуществлена закупка 48 единиц новых автомашин скорой медицинской помощи для станций и отделений СМП.

В 2015 году мероприятия по приведению в надлежащее состояние учреждений здравоохранения оказывающих первичную медико-санитарную помощь также будут продолжены.

Ведется разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт Ржевской станции скорой медицинской помощи в г.Ржеве, ремонтные работы будут проведены в 2016 году к празднованию 800-летия г.Ржева.

В текущем году будет проведен капитальный ремонт ФАП в п.Восток Калининского района, офиса ВОП в Западнодвинском районе.

  Развитие системы офисов врача общей практики и фельдшерско-акушерских пунктов в Тверской области

Для приближения первичной медико-санитарной помощи населению в Тверской области с 2005 года реализуется программа развития сети общеврачебных практик. Развитие сети общих врачебных практик осуществляется поэтапно:

I этап - открытие кабинетов врачей общей практики на базе участковых больниц, врачебных амбулаторий;

II этап - развертывание кабинетов врачей общей практики на базе поликлиник центральных районных больниц 1-2 уровня, где отсутствуют узкие специалисты;

III этап    дальнейшее развертывание офисов врачей общей практики в г.Твери и крупных районных центрах в отдельных помещениях, расположенных удаленно от территориальных поликлиник, а также в новых

жилых микрорайонах.

В настоящее время Тверская область на 77% охвачена общей врачебной практикой. За последние три года количество кабинетов увеличилось на 40 и составило 261 офис или 280 участков общей врачебной практики. До 2020 года запланировано завершить охват сельского населения области услугами врачей общей практики, увеличив количество офисов до 292. Полностью (100%) обеспечено население данным видом медицинской помощи в 14 районах; свыше 75 до 100% - в 13 районах. Менее 50% - охвачено 2 района области.

Особенностью Тверской области является комплексный подход, включающий не только подготовку специалистов по общей практике (врачи, медицинские сестры), но и закупку оборудования и санитарного автотранспорта.

В офисах врачей общей практики активно используются стационарзамещающие технологии. С внедрением общей врачебной практики отмечается рост объемов медицинской помощи по нетерапевтическим специальностям (неврология, офтальмология, хирургия и др.), сокращается процент больных, направляемых на консультации к узким специалистам, уменьшается количество вызовов скорой помощи.

На 01.01.2015 функционируют 467 фельдшерско-акушерских пунктов. (Далее – ФАП), из них 294 (63%) требуют ремонта (косметического или капитального). В период с 2010 по 2015 годы закрыто 135 ФАП. По каждому закрывающемуся ФАПу принимается совместное решение сельского схода, администрации поселения, главного врача и министерства здравоохранения. Основные причины закрытия ФАПов

  • низкая численность населения (миграция молодежи, вымирание стариков);

  • отсутствие фельдшеров;

  • несоответствие помещений лицензионным требованиям.

Когда ФАПы были приняты на региональный уровень, материально-техническая база большинства из них была неудовлетворительной. Часть зданий и сооружений построены в начале 20 века, капитальный ремонт основных фондов не проводился. Медицинское оборудование изношено, морально и физически устарело. Провести в короткие сроки капитальные ремонты всех зданий и сооружений, а также замену изношенного медицинского оборудования не представлялось возможным, в связи с существующим финансированием отрасли «Здравоохранение». Вместе с тем, министерством здравоохранения Тверской области за 2 года вложило 31 млн. рублей в укрепление материально-технической базы ФАПов. Проведены ремонты на 31 ФАПе. В ряде сельских поселений альтернативно были открыты офисы ВОП, с трудоустройством фельдшеров.

В целях улучшения доступности медицинской помощи сельскому населению в программе развития здравоохранения Тверской области до 2020 года запланирована покупка 9 модульных ФАПов.

Для совершенствования медицинской помощи сельскому населению и оказания первой помощи в виде самопомощи или взаимопомощи при состояниях, представляющих угрозу для жизни человека, в отдаленных населенных пунктах, не имеющих на своей территории учреждений здравоохранения или их структурных подразделений функционирует более 200 домовых хозяйств в 32 муниципальных образованиях. Определен перечень населенных пунктов с малым количеством населения, разработан план-график по организации в них домовых хозяйств с доведением общего их количества до 252 во всех муниципальных образованиях.

Выездная работа

В целях приближения первичной и специализированной амбулаторной медицинской помощи жителям села в области совершенствуются выездные формы работы.

В межмуниципальные межрайонные центры приобретены за счет программы модернизации 6 санитарных автомобилей для организации работы врачебных выездных бригад на селе, том числе для проведения диспансеризации взрослого населения.

Мобильные комплексы распределены в межрайонных центрах.

За 1 полугодие 2015 года осуществлено 115 выездов, осмотрено 4600 человек. Ежегодно осматривается около 8 тысяч человек. Бригады специалистов формируются с учетом заявок от главных врачей центральных районных больниц. В состав бригады входят врачи государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Областная клиническая больница» – невролог, офтальмолог, эндокринолог, оториноларинголог, акушер-гинеколог; государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Областной клинический кардиологический диспансер» – кардиолог; государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Детская областная клиническая больница» – врач-педиатр.

Кроме этого создана мультидисциплинарная бригада на базе ГБУЗ Тверской области «Областной клинический центр восстановительной медицины и реабилитации», состоящая из врачей: невролога, терапевта, медицинской сестры, лаборанта, врача - ультразвукового исследования. Данная бригада осуществляет выезды к маломобильным пациентам, ветеранам Великой Отечественной войны и лицам приравненных к ним. За 6 месяцев осмотрено 585 человек, из них направлено на поликлиническое дообследование - 136 человек.

Специалистами отделений экстренной и планово-консультативной помощи ГБУЗ «Областная клиническая больница» выполнено 405 выездов. Из них 15 вылетов и 390 выездов автомобильным транспортом, оказана помощь 653 больным и пострадавшим.

Паллиативная помощь

В связи с неуклонным ростом числа пациентов, страдающих различными нозологическими формами хронических прогрессирующих заболеваний, в том числе находящихся в терминальной стадии их развития в Тверской области с 2014 года начала развиваться паллиативная медицинская помощь.

На территории Тверской области в 2014-2015 гг путём перепрофилирования коечного фонда медицинских организаций организованы 186 коек круглосуточного пребывания для оказания паллиативной медицинской помощи. Открыты 2 кабинета психологической помощи онкобольным и их родственникам. На базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Областной клинический онкологический диспансер» открыты на амбулаторном приеме кабинеты противоболевой терапии. Приказом Министерства здравоохранения Тверской области от 27.03.2015 № 192 утверждена маршрутизация пациентов для оказания паллиативной медицинской помощи в Тверской области.

Для решения кадровой проблемы была достигнута договоренность с ректором государственного бюджетного образовательном учреждении высшего профессионального образования «ТГМА», организован курс «Организационные и социально-медицинские аспекты паллиативной помощи» на последипломном этапе врачам и организаторам здравоохранения Тверской области.

Прошли обучение 32 специалиста. В 2016 году работа по открытию отделений паллиативной помощи будет продолжена, обеспеченность койками для оказания паллиативной помощи взрослым в 2016 году составит до 1,7 коек на 100 тыс. взрослого населения.

Доступность обезболивания

Вопрос совершенствования методов обезболивания в Тверской области стоит на особом контроле.

Лицензии на оборот наркотических средств имеют 67 медицинских организации и 28 аптечных организаций, на оказание паллиативной 5 медицинских организаций (подали документы на лицензирование паллиативной помощи в отдел лицензирования 4 медицинских организации).

Допуск к осуществлению оборота наркотических средств и психотропных веществ получили 3 543 медицинских работников в т. ч. 883 оказывающих первичную медико-санитарную помощь в амбулаторном звене из них186 врачей ВОП (50 % от работающих на ВОП) и 520 фельдшеров.

Номенклатура лекарственных препаратов используемых для обезболивания составила 65 наименований, в том числе в неинвазивных формах 12 наименований. В рамках льготных программ планирование закупок наркотических лекарственных средств осуществляется по мере необходимости и зависит от количества пациентов нуждающихся в терапии. За 2014 год было осуществлено 17 закупок на сумму 1 112,72 тыс. рублей.

В настоящее время получают обезболивание в амбулаторных условиях 175 пациентов в т. ч. 37 (30%) проживающих в сельской местности.

Все медицинские организации ведут реестры пациентов получающих обезболивающую терапию, ежемесячно, до 5 числа месяца, следующего за отчетным проводится сверка данных с аптечными организациями, закрепленными за медицинской организацией.

В целях информирования граждан разработана и направлена во все медицинские организации памятка онкологическому больному, которая распространяется через кабинеты онкологов или хирургов при первом обращении гражданина, страдающего онкологическим заболеванием. В памятке прописан алгоритм обезболивающей терапии.

В целях повышения доступности анальгезирующей терапии на территории Тверской области Министерством здравоохранения Тверской области издан приказ от 20.04.2015 № 267 «О повышении доступности анальгезирующей терапии», возлагающий на главных врачей медицинских организаций Тверской области, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу, еженедельно, в день, предшествующий последнему рабочему дню, организацию мониторинга наличия необходимого запаса наркотических анальгетиков у пациентов, проживающих на территории обслуживания медицинской организации и нуждающихся в анальгезирующей терапии, на период выходных и праздничных дней. По результатам мониторинга – принятие мер к обеспечению доступности препаратов для проведения анальгезирующей терапии нуждающимся и средств их введения. Так как «горячая линия» для нуждающихся в постоянном обезболивании необходима в случаях невозможности обеспечения пациента лекарственными препаратами, данная мера позволяет исключить ситуацию, когда возникает необходимость обращаться за помощью по «горячей линии».

Наличие и уровень квалификации медицинских кадров

Среднесписочная численность врачей Тверской области в субъектовых и муниципальных организациях 01.01.2015 составила – 4352 человек, средних медицинских работников – 11489, младшего медицинского персонала - 5206.

Показатель обеспеченности врачами на 10 тыс. населения 33,1.

Планируется сохранить обеспеченность врачами на уровне 33,1 в 2015-2017 годах, и достигнуть обеспеченности 33,4 в 2018 году.

По среднему медицинскому персоналу прогнозируется увеличение численности с 11 489 до 11 789 работников в 2018 году (обеспеченность должна составить – 92,2 работника на 10000 населения).

Обеспеченность по категориям работников в целом в регионе (с учетом федеральных учреждений) в 2018 году планируется на уровне 34,8 врача на 10000 населения, 99,4 – средних медицинских работника и 12,0 – младших медицинских работников.

Для достижения запланированных показателей в Тверской области реализуется региональная межведомственная программа Тверской области «Кадровое обеспечение системы здравоохранения в Тверской области» включенная в состав государственной программы Тверской области «Здравоохранение Тверской области» на 2015 - 2020 годы (подпрограмма 5), Кроме того осуществляется оперативное планирование на основании информации о фактических вакансиях работников в подведомственной сети. По состоянию на 1 июля 2015 года область дополнительно нуждается в 544 врачах и 488 средних медицинских работниках.

Реализуется целевая подготовка специалистов с высшим медицинским образованием для удовлетворения потребности медицинских учреждений области.

В 2015 году запланирован целевой прием 80 граждан по образовательным программам высшего образования (по программам специалитета) по специальностям: 31.05.01 Лечебное дело - 42 места, 31.05.02 Педиатрия - 28 мест, 31.05.03 Стоматология - 7 мест, 33.05.01 Фармация - 3 места.

Преимущественным правом поступления обладают абитуриенты из сельских территорий и медицинских организаций, испытывающих наибольший дефицит кадров.

Со всеми студентами заключается договор о целевом обучении.

Обязательным условием договора со стороны организации является предоставление студенту мер социальной поддержки, в том числе материальное стимулирование (24 000 рублей в год, плюс дополнительные стипендии за счет средств муниципальных образований и городских округов).

В случае отчисления, неисполнения обязательств по трудоустройству или увольнения из медицинской организации ранее срока, указанного в договоре, гражданин обязуется возместить организации расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере расходов организации.

По договору о целевом обучении все студенты обязаны приступить к работе по специальности в направившей его медицинской организации и отработать не менее трех лет.

Министерством здравоохранения Тверской области в 2014 году организована работа аттестационной комиссии и экспертных групп по аттестации медицинских и фармацевтических работников.

Аттестовано 737 врачей (30%) от имеющих квалификационные категории и 1716 средних медицинских работников (23,7%) от имеющих квалификационные категории.

С целью привлечения и закрепления квалифицированных кадров в области осуществляются единовременные компенсационные выплаты в размере 1 млн. рублей молодым врачам на селе. За 2012-2014 годы их получили на селе 44 врача.

В 2013-2014 гг. с целью закрепления среднего медицинского персонала на селе за счет регионального бюджета осуществлялись выплаты среднему медицинскому персоналу. При этом в 2014 году размер данных выплат был увеличен с 200 тысяч рублей до 300 тысяч рублей. За два года выплаты получили 44 сотрудника. В 2015 году выплаты медицинским работникам сохранены в полном объеме и на текущую дату в сельскую местность уже привлечено для работы 2 врача и 10 средних медицинских работников.

Содействие решению задачи притока молодых специалистов в отрасль и закрепления их в учреждениях здравоохранения области предполагает необходимость формирования базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в жилье и достойном уровне заработной платы.

Социальная поддержка медицинских работников осуществляется при активном взаимодействии с администрациями районов. Медицинским работникам предоставляется жилье по социальному найму и оказывается помощь в приобретении жилья в рамках реализации специальных программ (льготное кредитование, софинансирование и т.д.), оплачивается (компенсируется) аренда жилья.

Студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования выплачивается дополнительная стипендия. В некоторых муниципальных образованиях дополнительно к единовременным денежным выплатам, администрации районов выплачивают «подъемные» вновь прибывшим врачам при заключении трудового договора с медицинской организацией.

Наличие на территории необходимых медицинских технологий

В области выстроена трехуровневая система оказания медицинской помощи.

При наличии медицинских показаний пациенты с I уровня маршрутизируются в медицинские организации II или III уровней.

В межрайонных центрах, сформированных в 10 муниципальных образованиях региона, оказывается специализированная медицинская помощь по основным профилям (от 6 до 10 видов) в зависимости от коечной мощности учреждения. Удаленность межрайонных центров от областного центра составляет от 63 до 230 км, а численность обслуживаемого населения закрепленных районов составляет от 48 до 450 тыс. человек. Оснащенность, структура и штаты межрайонных центров позволяют оказывать стационарную и амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь больным из прикрепленных районов как в плановом, так и в экстренном порядке, обеспечить реализацию принципа этапности и непрерывности медицинского обслуживания. В первоочередном порядке межрайонные центры оснащаются медицинским оборудованием, укомплектовываются кадрами. В структуре больных, пролеченных в межмуниципальных центрах, доля жителей прикреплённой зоны обслуживания составляет 18 %.

Межрайонные центры участвуют в проектах по совершенствованию оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями и по совершенствованию оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

В дальнейшем планируется усиливать роль межрайонных центров в оказании специализированной помощи населению, существенно улучшить их материально-техническую базу, улучшить кадровое обеспечение.

Работа по реформированию сети учреждений здравоохранения, оптимально соответствующей потребности населения в оказании медицинской помощи, будет продолжена.

На третьем уровне 13 многопрофильных медицинских организаций оказывают стационарную и амбулаторную специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь по ряду специальностей, в том числе: комбустиология, урология, нейрохирургия, микрохирургия глаза, сердечно-сосудистая хирургия, нефрология, гастроэнтерология эндокринология, аллерго-иммунология, гематология, профпатология, гемодиализ и др.

Возможность свободного выбора медицинской организации и врача

На Территории Тверской области реализация права пациента на выбор лечащего врача и медицинской организации осуществляется в соответствии с действующим законодательством

Прикрепление граждан не зарегистрированных на территории обслуживания медицинской организации, но постоянно проживающих на ней, для оказания медицинской помощи осуществляется по заявлению гражданина.

Проведённый анализ показывает, что чаще всего правом выбора медицинской организации пользуются жители отдалённых районов области, постоянно проживающие и/или работающие в Твери или на территории Калининского района.

На территории Тверской области из 1 349 402 граждан, застрахованных в системе ОМС, прикреплены к медицинским организациям Тверской области 1 346 592 человека, из них по заявлениям (в рамках требований Приказа Минздрава Росси № 406-н – 42 581 человек). Не прикреплены к медицинским организациям Тверской области 2810 человек (по причине ошибочно указанного адреса).

Прикреплено к врачу (участковые терапевты и ВОПы) 1 313 622 застрахованных. Не прикреплено к врачу 35 780 человек (по причине вакантных ставок в следствии кадрового дефицита).

Министерство здравоохранения Тверской области ведёт работу по прикреплению к врачу указанных граждан.

 

Преемственность и непрерывность оказания медицинской помощи

Преемственность при оказании медицинской помощи в значительной степени обеспечивается стандартными требованиями к медицинской документации, техническому оснащению, процессу и персоналу. Такая координация деятельности медработников гарантирует стабильность процесса лечения и его результата.

Медицинская помощь населению на территории Тверской области оказывается в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи, утвержденными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Существуют, как общая схема маршрутизации для всех медицинских организаций, утверждённая приказом Министерства здравоохранения Тверской области от 20.07.2012 № 598 «О совершенствовании деятельности государственных учреждений здравоохранения Тверской области, имеющих статус межмуниципальных медицинских центров», так и схема маршрутизации по отдельным нозологическим формам: больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, острым нарушением мозгового кровообращения, рассеянным склерозом, экстрапирамидными нарушениями и др.

Скорая медицинская помощь

На территории Тверской области скорую медицинскую помощь оказывают 3 станции скорой медицинской помощи, имеющие статус юридического лица, и 34 отделения скорой медицинской помощи при медицинских организациях. Кроме этого, скорую медицинскую помощь оказывают 2 медицинских организации ФМБА России.

В 2014 году в Тверской области скорую медицинскую помощь оказывали 134 круглосуточных бригад, в том числе 18,5 врачебных общепрофильных, в том числе 4 - для оказания медицинской помощи детскому населению, 2 психиатрических, 2 бригады интенсивной терапии и 111,5 фельдшерских. Диспетчер по приему и передаче вызовов выделен в 22 подразделениях, что на 4,1% больше, чем в 2013 году.

В связи с тем, что число станций (отделений) СМП, оснащенных автоматизированной системой управления приема и обработки вызовов, составляет 0,03% от общего числа, министерство здравоохранения проводит модернизацию информационных систем для СМП.

В службе скорой медицинской помощи в 2014 году работали 119 врачей, 948 средних медицинских работников, 429 водителей. Укомплектованность врачебными кадрами составила 44,7% (меньше на 5,9%, по сравнению, с 2013 годом), средним медицинским персоналом – 73% (меньше на 2,8%, по сравнению, с 2013 годом). Коэффициент совместительства у врачей – 1,37; у средних медицинских работников – 1,26.

На станциях уменьшение числа врачебных и фельдшерского состава вызвано уходом наиболее подготовленных квалифицированных сотрудников в Московскую область, где значительно выше уровень заработной платы.

С целью привлечения кадрового состава в службу СМП в городах Тверской области предусмотрена программа целевого набора медицинских сотрудников в бригады СМП, а также стимулирующие выплаты врачам и фельдшерам подстанций и станций СМП по Тверской области. В результате реализации данного мероприятия укомплектованность медицинскими кадрами скорой медицинской помощи должна достичь 85%.

Оснащение автомобильным транспортом составляет 280 автомобиля скорой медицинской помощи, в том числе класса А – 117 единиц, класса В – 121, класса С – 42. Необходимо отметить, что 179 автомобилей (64 %) имеют срок эксплуатации более 5 лет. В 2014 году закуплено 48 автомобилей класса В. Согласно плану закупок, в 2020 году доля автомобилей со сроком эксплуатации более 5 лет должна составить не более 10%, что, в свою очередь, будет способствовать увеличению доли выездов бригад СМП со временем доезда до пациента менее 20 минут до 98%.

За 2014 год выполнено 403368 выездов, по поводу внезапных заболеваний – 82 %, несчастных случаев – 10,6% (в том числе на дорожно транспортные происшествия – 0,6%), родов и патологии беременности – 0,9%, перевозки – 6,5%. Вызовы к детям составили 15,1%. Безрезультатные вызовы составили 5,4% от общего числа вызовов. Амбулаторная помощь оказана 21133 пациентам. Доставлено в стационары 18,1 % от общего количества обслуженных больных. Обращаемость (количество вызовов на 1000 населения) в 2014 году составила 304,4, что ниже нормативного показателя (318 на 1 тысячу населения). Средняя нагрузка на 1 бригаду скорой медицинской помощи составила 8 вызовов в сутки, что несколько ниже расчетного показателя – 8,7.

В 2014 году бригадами скорой медицинской помощи проведено 83 тромболизисов (все случаи при остром или повторном инфаркте миокарда), что составило 1,8 % от общего числа больных с инфарктами миокарда.

В 2015 году планируется увеличение тромболизиса   на этапе скорой медицинской помощи больным острым инфарктом миокарда до 20%

Среднее время доезда до места вызова составило 23,3 минуты, среднее время обслуживания вызова – 52,2 минуты. Число вызовов с прибытием бригады более 20 минут составило 26 % от общего числа вызовов. 29,6% вызовов обслуживались бригадами более 60 минут.

Необходимо отметить, что 30–40 % вызовов, поступающих от населения на станции (отделения) скорой медицинской помощи, требуют оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме, а не скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи.

С этой целью в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. № 543н «Об утверждения Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» Министерством здравоохранения Тверской области 30.12.2014 был издан приказ №959 «Об утверждении порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе на дому при вызове медицинского работника, гражданам, которые выбрали медицинскую организацию для получения первичной медико-санитарной помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не по территориально-участковому принципу», согласно которому обеспечено информирование населения об открытии кабинетов (отделений)неотложной помощи, а также о порядке обращения за неотложной медицинской помощью.

Также разработан регламент поводов к вызову по неотложным показаниям для амбулаторно-поликлинических подразделений медицинских организаций.

В связи с сезонным увеличением количества обслуживаемого населения на территории Тверской области в летний период, прибывающего из других субъектов Российской Федерации, Министерством здравоохранения был издан приказ от 21.05.20015 №349 «Об информировании населения», согласно которому население должно быть информировано об амбулаторно-поликлинических подразделениях (офис ВОП, ФАП), оказывающих медицинскую помощь, в том числе и по неотложным показаниям, на территории дачных кооперативов, садоводческих товариществ, сезонного проживания граждан с указанием места расположения ближайшего, его телефона и режима работы, телефонов отделений (станций, пунктов) скорой медицинской помощи.

Санитарная авиация

Скорая специализированная (санитарно-авиационная) медицинская помощь в регионе оказывается отделением экстренной и планово-консультативной помощи государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Областная клиническая больница» (далее – ГБУЗ ТО «ОКБ»).

С января 2012 года ГБУЗ ТО «ОКБ» участвует в долгосрочной целевой программе Тверской области «Развитие транспортной системы Тверской области на 2009-2017 годы» в рамках мероприятия «Оказание услуг по обеспечению специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи». В состав бригады входят врач-реаниматолог и два фельдшера скорой медицинской помощи, которые прошли специальную подготовку на клинических базах и в Всероссийском центре медицины катастроф «Защита» по специальным программам, приобрели за время работы неоценимый опыт оказания медицинской помощи во время транспортировки больных и пострадавших на воздушном судне. Услуга санитарной авиации значительно востребована на территории Тверской области. Так за все время эксплуатации медицинского вертолета КА-226М было выполнено 212 вылетов по санитарным заданиям и эвакуировано 127 больных и пострадавших, в том числе 29 на дорожно-транспортные происшествия и эвакуировано 7 пострадавших. По состоянию на 31.12.2014 г. было выполнено 47 вылетов по санитарным заданиям и эвакуировано 41 больных и пострадавших, в том числе 3 на дорожно-транспортные происшествия и эвакуировано 2 пострадавших.